KG
Подпиши
ОБРАЩЕНИЕ!

Вы хотите самостоятельно
распоряжаться своими деньгами?

12 января 2018 года Национальный Банк КР вынес на повторное обсуждение проект О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике" от 30 марта 2016 года №15/6, которым предусматривается полный запрет возможности пополнения электронных кошельков с лицевых счетов абонентов мобильной связи.

Суть проекта заключается в том, чтобы запретить пользователям электронных кошельков пополнять кошелёк с баланса мобильного телефона и осуществлять мобильные платежи, как это уже давно делает весь современный мир.

При этом, потенциал развития мобильных платежей огромен. Судите сами, всего за 3 месяца работы инновационных финансовых сервисов, предложенных мобильными операторами, ими воспользовались уже более 100 тысяч граждан КР, в то время как за 4 года функционирования на рынке электронных кошельков других компаний, количество их пользователей едва превысило отметку в 300 тысяч.

Данный ресурс создан с целью проведения открытого, объективного и по-настоящему общественного обсуждения по вопросу дальнейшего развития мобильных платежей в Кыргызстане.
Только вам решать, куда и как вы хотите тратить свои деньги!
Время проявить свою гражданскую позицию!

Голосуйте с помощью SMS или отправляйте письменное обращение в адрес Национального банка КР!
Это можно сделать до 12 февраля 2018 года.

История вопроса:

С каждым днем мобильная коммерция – платежи через смартфон с использованием личного счета – занимает более прочное место в экономической жизни всего мира. Значимая доля розничных покупок, оплаты счетов и других платежей сейчас делаются именно этим способом. Мобильные операторы Кыргызстана также хотят дать полную свободу своим абонентам в использовании их денег, в том числе находящихся на мобильном балансе. Например, позволить абоненту возвращать аванс за услуги связи, находящийся на балансе, на электронный кошелек, с которого можно платить за коммунальные услуги, покупки в интернет-магазинах, доставку еды, за онлайн-игры, поездки в такси, за что угодно!

Таким образом, в сентябре 2017 года мобильные операторы Кыргызстана (в партнерстве с коммерческими банками и платежными организациями) предоставили своим абонентам возможность пользоваться услугами мобильной коммерции посредством электронных кошельков.

Однако, 1 августа 2017 года Национальным банком КР был вынесен на общественное обсуждение проект изменений и дополнений в постановление Правления НБКР «Об утверждении Положения об электронных деньгах» от 30.03.2016 года №15/6, которым предусматривался полный запрет пополнения электронных кошельков с лицевого счета абонента.

Причем, данный проект был инициирован со стороны Национального Банка КР без анализа практического опыта внедрения сервиса, без наличия какой-либо статистики по данному продукту, каких-либо жалоб со стороны пользователей, без факта возникновения рисков, минуя стадию попытки урегулирования и снижения потенциально усматриваемых Национальным Банком КР рисков.

Тогда этот вопрос получил широкий общественный резонанс. Возмущение пользователей вызвал тот факт, что меры Национального банка КР идут вразрез с конституционными правами граждан на неприкосновенность частной собственности и по сути не дают право на распоряжение собственным имуществом по своему усмотрению.

Под давлением широкого общественного резонанса Национальный Банк КР продлил обсуждение данной законодательной инициативы и создал рабочую группу для более детальной проработки рисков и возможностей их нивелирования.

При этом, по неизвестным причинам, первоначально в состав рабочей группы не были включены, несмотря на ряд писем-просьб, представители платежных организаций, имеющих опыт реализации упоминаемого сервиса, а также представители банка, осуществляющего эмиссию электронных денег в рамках данного проекта, а сам вектор рабочей группы свелся к поиску дополнительных аргументов для введения запрета или создания условий для невозможности реализации проекта, вместо реального поиска компромисса для внедрения продукта при минимизации потенциальных рисков.

Не дожидаясь итогов работы и выводов рабочей группы со стороны Национального Банка КР в адрес операторов, внедривших такой сервис, было направлено письмо с ничем не мотивированным настоятельным требованием приостановить работу сервисов мобильной коммерции, которыми на тот момент пользовались уже более 50 тыс. человек.

Что происходит сейчас?

Несмотря на то, что в результате работы группы, при составлении Анализа Регулятивного Воздействия (АРВ), операторами связи были предложены варианты развития (вариант 4 в АРВ), учитывающие и митигирующие все озвученные Национальным Банком КР риски, финальным предложением Национального Банка КР вновь оказалось введение полного запрета (вариант 2 в АРВ) и создания невозможных условий для реализации инновационного проекта.

Что предлагает Национальный банк КР
и к чему это приведет?

12 января 2018 года Национальным банком КР был повторно вынесен на общественное обсуждение проект изменений и дополнений в постановление Правления НБКР «Об утверждении Положения об электронных деньгах» от 30.03.2016 года №15/6, которым предусматривался запрет пополнения электронных кошельков с лицевого счета абонента, что приведет к полной остановке сервиса, который на текущий момент выбрали более 100 тыс. граждан КР.
Также, введение запрета на такие операции как пополнение электронного кошелька абонента путем возврата авансовых средств с баланса лицевого счета абонентов на электронный кошелек негативно отразится на дальнейшем развитии и увеличении безналичных платежей, а также противоречит Государственной политике по переходу к цифровой экономике, и, кроме того, ограничивает права потребителей на использование принадлежащих им денежных средств для осуществления мелких бытовых платежей.

Что предлагает Ассоциация Операторов Связи?

Конструктивный выход из сложившейся ситуации видится в уходе от запретительных мер, изменении вектора на поиск компромиссов и способов снижения рисков, соблюдении баланса интересов бизнес-сообщества и внедрении социальных госпрограмм с удовлетворением самых притязательных вкусов современного клиента, с сохранением возможности получения удобных, прогрессивных и востребованных услуг, с минимальным уровнем причинения дискомфорта при получении доступа к таким услугам.

Таким вариантом является Вариант 4, включенный в Анализ Регулятивного Воздействия по данному проекту:

4: Минимизация рисков при возможности возврата авансов, внесенных в счет оплаты услуг связи операторам сотовой связи, отражаемых на лицевых счетах абонентов путем закрепления наряду с уже имеющимся обязательством по 100% депонированию всех остатков по всем электронным кошелькам пользователей, дополнительных мер обеспечения гарантий возвратности, а именно:

(1) внесения операторами сотовой связи обязательного страхового депозита (денежных средств на счета коммерческих банков) в размере как минимум 100% дневного оборота всех транзакций по всем абонентам, осуществляющим операцию «пополнения электронного кошелька пользователя путем возврата аванса (части) аванса абонентов сотовой связи».

(2) обязательного депонирования операторами сотовой связи 10% от дневной суммы остатков авансовых денежных средств ВСЕХ абонентов операторов сотовой связи (включая даже тех абонентов, у которых не подключена услуга возврата аванса (части аванса) на электронный кошелек) на счетах коммерческих банков.

Предлагаемый способ регулирования позволит минимизировать потенциальные риски по аккумулированию авансовых средств, записи о движении которых отражаются на лицевом счете абонента, которые он может потратить на оплату услуг связи и сопутствующих услуг, либо потребовать возврата ранее внесенного аванса (целиком или частично). Способ регулирования - внедрение обязательного страхового депозита в размере 10% от дневной суммы остатков авансовых денежных средств всех абонентов операторов сотовой связи (включая даже тех абонентов, у которых не подключена услуга возврата аванса (части аванса) на электронный кошелек) на счетах коммерческих банков, что будет являться гарантией для обеспечения возврата внесенных авансов абонентам операторов связи, а внесение операторами сотовой связи обязательного страхового депозита (денежных средств на счета коммерческих банков) в размере как минимум 100% дневного оборота всех транзакций по всем абонентам, осуществляющим операцию «пополнения электронного кошелька пользователя путем возврата аванса (части) аванса абонентов сотовой связи» является дополнительной гарантией исполнения обязательств операторов сотовой связи по проведению транзакций возврата авансов абонентов. Применение данных двух дополнительных гарантий, вкупе с имеющимся обязательством по 100% депонированию всех остатков по всем электронным кошелькам операторами платежных систем создаст тройной уровень гарантий возвратности денежных средств пользователей, внесенных в сервисы.

Проявите свою активную гражданскую позицию!

ГОЛОСУЙТЕ!
отправьте бесплатноЕ SMS
на номер 2040
4
Если вы за то, чтобы самостоятельно распоряжаться своими деньгами, иметь возможность пополнять электронный кошелек с мобильного счета, поддержите вариант 4, отправив бесплатное SMS с цифрой 4 на номер 2040.
2
Если вы за то, чтобы запретить возможность пополнения электронного кошелька с мобильного счета, голосуйте за вариант 2, отправив бесплатное SMS с цифрой 2 на номер 2040.
Голосование проводится до 12 февраля 2018 года.
* Отправка SMS бесплатна с номера любого мобильного оператора КР.
ПУтем SMS и письменных обращений
на 12 февраля 2018 года проголосовало:
Количество голосов
4
1 1 7 3 2 1
За то, чтобы самостоятельно распоряжаться своими деньгами, иметь возможность пополнять электронный кошелек с мобильного счета.
Количество голосов
2
1 7 4 5 7
За то, чтобы запретить возможность пополнения электронного кошелька с мобильного счета
присоединяйтесь к голосованию!
Голосование проводится до 12 февраля 2018 года. * Отправка SMS бесплатна с номера любого мобильного оператора КР.

Мировой опыт

материалы по теме

СМИ ПО ТЕМЕ: