KG
Подпиши
ОБРАЩЕНИЕ!
01 февраля 2018 г.
Чем обоснованы претензии Нацбанка к «мобильным кошелькам»?

Удобная и прогрессивная услуга может перестать быть доступной гражданам по решению НБКР

Более 100 тысяч граждан Кыргызстана в скором времени останутся без привычного, удобного сервиса – возможности оплаты товаров и услуг через мобильный кошелек, который весьма выручает, кстати, в нынешних погодных условиях.

Именно столько кыргызстанцев сегодня уже пользуются услугой операторов мобильной связи. Операторы сотовой связи дали возможность абонентам использовать телефон в качестве мобильного кошелька. Обороты достигли 2,1 млн сомов в день. В Ассоциации Операторов Связи уверены, что эти продукты помогут реализации госпрограммы по увеличению доли безналичных платежей и переходу на цифровую экономику в рамках проекта «Таза Коом». Почему удобная, прогрессивная услуга перестанет быть доступной для наших пользователей? Потому что так решил Нацбанк КР. При этом претензии НБКР не выдерживают никакой критики.

Претензия 1: кто защитит вкладчиков?

НБКР предполагает, что деньги на мобильных кошельках ничем не защищены. Но это очевидно не так. «Наш процессинговый центр находится внутри страны. Мы готовы каждый день представлять отчеты об операциях Нацбанку. Безопасность гарантируется тем, что все деньги абонентов будут находиться на счетах в банках. В случае, например, если платеж по какой-то причине не дойдет до адресата и будет потерян, банк возместит его. На наш взгляд, заявления о рисках преувеличены», – говорит директор по правовым вопросам ООО «Скай Мобайл». То есть, даже сейчас безопасность та же, что и в банках. Если не выше. Потому что банки в основном обслуживаются за границей, а это – дополнительный фактор риска.

Эксперт IT-сферы, генеральный директор компании CRM Technologies Улан Джумашев поясняет: «Биллинг сотового оператора – это одна информационная система, а процессинг в отдельном юридическом лице с лицензией НБКР – это другое. Ничего не мешает заниматься деятельностью по приему платежей с баланса сотового телефона, при этом синхронизируя значения баланса телефона и баланса мобильного кошелька. При этом будут соблюдены все требования финансового сектора. Баланс сим-карты послужит лишь платежным средством, как терминал, банковская карта, касса банка или сотового оператора. То есть, деньги и так в банке, какой риск?»

В то же время Ассоциация операторов связи выступила с рядом дельных предложений по части защиты средств на счету, но они были проигнорированы. К примеру, АОС предлагает компромиссный вариант, который предусматривает применение двух дополнительных гарантий вкупе с имеющимся обязательством по 100% депонированию (сохранению) всех остатков по всем электронным кошелькам операторами платежных систем, которые создадут тройной уровень гарантий возвратности денежных средств пользователей, внесенных в сервисы. «Мы создаём удобство для людей, чтобы они могли использовать свои смартфоны для оплаты. Во-первых – это удобно и быстро, во-вторых платежи станут прозрачными, с них будут отчисляться налоги в бюджет нашего государства», – отмечает замдиректора по стратегическому развитию «НУР Телеком» Сергей Егоров. Казалось бы, «Таза Коом» в действии, но НБКР против.

Претензия 2: завуалированные платежи из-за рубежа, террористическая угроза

В НБКР переживают, что услуга упростит финансирование террористических организаций, так как баланс телефона можно пополнить из-за рубежа. Но завуалированные денежные переводы уже делаются весьма успешно с использованием банковских карточек. Например, открываются карточка и мобильный банкинг в какой-то стране. Далее деньги с нее переводятся в другую страну (например, в нашу), но на карточку. Нехороший человек в стране «Б» (например, нашей) видит, сколько нужно выдать денег другому человеку – получателю денег по какому-то коду. Это работает, особенно в сфере финансирования разных нехороших проектов.

«Банковская сфера подвержена этим рискам. И эти риски не закрыты нигде и не закроются. Если мы будем говорить про мобильные кошельки, пополняемые через баланс мобильного телефона, здесь ситуация даже безопаснее. Каждая сим-карта уже на данный момент персонифицирована, и отследить от кого и кому баланс был пополнен – просто», - рассказывает Эксперт IT-сферы, генеральный директор компании CRM Technologies Улан Джумашев.

Джумашев обращает внимание на еще один момент. На мобильном счету кошелька можно держать не более 15 тысяч сом. Чтобы хватило террористам на их цели, нужен целый ангар смартфонов, на каждом из которых можно будет держать не более 15 тыс. И чтобы обналичить деньги с каждого такого смартфона, нужно запастись невероятным терпением и быть просто невидимкой, чтобы тебя не заподозрили в чем-то нехорошем.

«Пополнение баланса из-за рубежа – да, это возможно, посредством какого-нибудь банка в КР, то есть в этой злостной цепочке используется инфраструктура банков», - поясняет эксперт. То есть, и эта претензия не обоснована…

Претензия 3: у «сотовиков» - конкурентное преимущество

Вот это уже просто нечестно и незаконно – закрывать дорогу удобной услуге только потому, что у сотовых операторов есть уже готовая клиентура. Особенно если учесть, что в выигрыше останутся все.

«Платежные операторы тоже выиграют, просто на это они не акцентируют. Если НБКР разрешит пополнять любые электронные кошельки, используя верифицированный баланс номера мобильного телефона, каждый пользователь любого кошелька сможет использовать нравящийся ему кошелек, а не только 2 основных кошелька, как сейчас», - говорит Улан Джумашев.

Выходит, претензии НБКР надуманы. Наверное, у Нацбанка есть причины придерживаться разговоров о дутых рисках. Лишь бы в итоге не пострадал потребитель – а если депутаты парламента пойдут на поводу у НБКР, получится именно так.

Источник: http://vesti.kg/zxc/item/50010-chem-obosnovany-pretenzii-natsbanka-k-mobilnym-koshelkam.html