Директор Ассоциации операторов связи КР Айбек Куренкеев прокомментировал Elgezit.kg ситуацию относительно продажи частот компанией «Ала ТВ» одному из сотовых операторов связи.
— Айбек, как глава АОС вы хорошо разбираетесь в вопросах лицензирования и регламентов работы операторов по радиочастотам на рынке. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с незаконным отчуждением лицензии на частоты «Ала ТВ» и последующим задержанием руководителей Государственного агентства связи.
— Во-первых, нужно обязательно отметить, что на текущий момент данное дело находится на этапе досудебного расследования и до вынесения какого-либо решения уполномоченного органа говорить о незаконности проведенной сделки и тем более давать оценку действиям сторон считаю совершенно некорректным. К сожалению, у нас очень часто еще до решения суда выносят общественные обвинения и навешивают ярлыки, совершенно забывая о действующей в законодательстве презумпции невиновности.
Во-вторых, на наш взгляд, ситуация пока не очень понятна, так как нет более точных комментариев со стороны следствия, какие же нарушения действительно выявлены и имели место по фактам дела.
Если же рассматривать принципиальную возможность проведения такого рода сделок по отчуждению и переоформлению лицензий на радиочастоты, то на простой вопрос любого вашего читателя: «Подобные действия законны?» могу однозначно ответить: да, совершенно законны. В рамках действующего законодательства предусмотрена такая возможность в Положении о лицензировании деятельности по использование радиочастотного спектра (постановление правительства КР №754): «Отчуждение лицензии на использование радиочастотного спектра производится в случаях продажи активов оператора связи, связанных с использованием радиочастотного спектра, наличия судебного акта, вступившего в законную силу. Документы по отчуждению лицензии прилагаются к заявлению о переоформлении».
Таким образом, сделка по приобретению и отчуждению лицензии вместе с активом в случае соблюдения всех процедур по ее проведению и оформлению полностью соответствует текущему закондательству. Поэтому нужно разбираться по фактам, что же было нарушено.
— А что насчет переформления для этих частот используемой технологии с телевидения на сотовую передачу данных LTE/4G? Много говорится о том, что Госагентство связи (ГАС) не должно было проводить такое переоформление и что в результате нанесен ущерб государству.
— В Кыргызстане действует принцип технологической нейтральности чатстотного ресурса, который закреплен в действующем законодательстве. То есть нет законодательных ограничений на возможность использования оператором той или иной технологии на имеющемся у него радиочастотном ресурсе.
Оператору для использования другой технологии нужно обратиться к регулятору — Государственному агентству связи КР при Госкомитете информационных технологий и связи (ГКИТС) с соответствующим заявлением и пройти необходимые процедуры проверок и получить соответствующее разрешение. При этом дополнительная оплата за изменение используемой технологии законодательством не предусмотрена. В данном случае цель государства и регулятора — стимулировать таким образом операторов на внедрение новых технологий и инвестиции в новое оборудование, на более эффективное использование радиочастотного ресурса. Ведь операторы связи каждый квартал платят существенные платежи за использование частотного ресурса, чем больше работает базовых станций, чем больше емкость сети – тем больше платежей получает государство в виде соответствующих налогов. И для крупных сотовых операторов данные платежи измеряются десятками и сотнями миллионов сомов.
Поэтому тут обязательно нужно оценивать ситуацию с правовой точки зрения. А рассуждать об ущербе с точки зрения, сколько бы могло заработать государство, если бы забрало эти частоты и продало их на аукционе, не совсем верно. Ведь для того, чтобы забрать частоты или, например, не продлить лицензию, тоже должны вовремя выполняться соответствующие предусмотренные законом процедуры. Но таких процедур по отношению к компании «Ала ТВ», насколько мне известно, не проводилось. Так что, пока все трактовки по ущербу и оценке имеют сослагательное наклонение «если бы государство могло продать эти частоты через аукцион…»
— А что, радиочастотный ресурс действительно такой дорогой? В выступлениях депутатов озвучивались суммы в 5 миллиардов сомов, 10-30 миллиардов сомов и даже $900 миллионов…
— Честно говоря, мне непонятно, откуда взяты такие оценки по стоимости данного ресурса. Если бы имеющийся у «Ала ТВ» радиочастотный ресурс 100 МГц в диапазоне 2300-2400 МГц для LTE TDD был бы выставлен государством на аукцион, то стартовая цена этого ресурса составила бы 31 миллион 40 тысяч сомов. Это очень легко проверить любому специалисту, так как есть соотвествующая методика расчета стартовой цены, утвержденная постановлением правительства КР от 17.11.2017 года №754.
Озвучиваемые оценки в миллиарды сомов, которые могло бы получить государство в виде платежей от продажи частот, не имеют под собой никакого разумного основания.
И нас, я имею в виду Ассоциацию операторов связи, выражающую консолидированное мнение всех операторов связи, очень беспокоит складывающаяся ситуация по формированию завышенных и совершенно не имеющих под собой оснований оценок по возможной стоимости радиочастотного ресурса на рынке. Сейчас мы (АОС) проводим соответствующее обсуждение с ГКИТС по этому вопросу, а также планируем обращаться в Министерство экономики по данному вопросу.
Радиочастоты действительно являются ограниченным и очень нужным для операторов связи ресурсом. Без них просто невозможно построить сеть. Поэтому они ценные. Однако при этом нужно учитывать, что радиочастотный ресурс нельзя сравнивать, например, с золотом или нефтью, или, например, другими лицензиями на недропользование. Частоты нельзя продать за экспорт как отдельный продукт. Чтобы частоты начали приносить деньги, оператор должен вложить инвестиции, построить сеть и потом получить деньги с абонентов.
То есть оператор может заплатить за получение и использование частот только из тех денег, которые заплатят ему абоненты. И стоимость одних и тех же частот на разных рынках совершенно разная, так как зависит от того, сколько населения живет в стране и может потенциально оплачивать за связь, какова платежеспособность у населения и какая средняя доходность у операторов с одного абонента.
Для понимания приведу пример. Суммарный доход всех операторов связи КР, включая сотовых операторов, фиксированных операторов и интернет-провайдеров, составил за 2019 год 22,3 миллиарда сомов. Это весь доход, который получают операторы. Потом из этих денег нужно заплатить за интернет-трафик, заработную плату, арендную плату, за использование радиочастотного ресурса, за оборудование расширение сети, налоги и так далее и так далее.
А теперь давайте себе представим, что завтра государство говорит операторам: «Пожалуйста, заплатите мне в бюджет за продление и получение частотных лицензий еще 10-30 миллиардов сомов за ограниченный ценный государственный ресурс». Эти деньги в таком объеме не предусмотрены текущими бюджетами операторов и не могут взяться из ниоткуда. И так как они сравнимы с суммами всех доходов всех операторов за год, то получить такие деньги можно только за счет увеличения в несколько раз тарифов для абонентов. То есть за получение дополнительных денег в бюджет за частоты будут платить своеобразный налог на частоты абоненты всей страны. И суммы, которые называются, совершенно несоизмеримы с реальной оценкой справедливой стоимости платежей за радиочастотный ресурс на рынке, который позволил бы операторам дальше развивать свои сети и предоставлять доступный интернет по доступным ценам жителям страны.
Поэтому со стороны АОС мы призываем уполномоченные государственные органы подойти адекватно к вопросу по оценке по стоимости радиочастот, процедурам продления лицензий и их технологической нейтральности и принимать решения только на основе глубокого экономического и технического анализа. Потому что такие решения будут влиять не только на инвестиционную привлекательность страны, развитие телекома и реализацию цифровизации. Но это будет касаться каждого жителя страны, который является абонентом того или другого оператора, будет влиять на стоимость и доступность связи для населения Кыргызстана.
Краткая история вопроса
Скандал вокруг продажи радиочастот в республике продолжается. Эту тему на заседании Жогорку Кенеша 20 мая поднял депутат Жанар Акаев. Он заявил, что, по имеющимся у него данным, кроме экс-главы Госагентства связи Натальи Черногубовой, задержаны еще два сотрудника ГКНБ, один из них — начальник управления. «Сотрудников аппарата правительства сейчас допрашивают сотрудники спецслужб. Речь идет об ущербе на большую сумму. Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев должен доказать свою непричастность к этому. А если он имеет к этому отношение, то должен ответить в ближайшее время», — сказал Жанар Акаев.
По его словам, до этого компания «Ала ТВ» продала 200 мегагерц вместе с частотами сотовой компании Beeline по договору купли-продажи за $1 миллион 800 тысяч. «Но компания «Ала ТВ» предназначена только для кабельного телевидения. А Beeline через Госагентство связи эти 200 мегагерц переоформила на 4G-интернет. В бытность премьер-министра Темира Сариева 15 мегагерц на аукционе продали за 1 миллиард 500 тысяч сомов, это примерно $25 миллионов. А сейчас при Абылгазиеве 200 мегагерц продали всего за 700 сомов», — подчеркнул Жанар Акаев.
В настоящее время ГКНБ и Военная прокуратура расследуют дело о покупке оператором сотовой связи «Билайн» компании «Ала ТВ», владевшей частотой в 200 МГц, за $1 миллион 800 тысяч. В марте 2020 года новый владелец переоформил частоту под работу 4G-Интернета. По некоторым данным, в итоге радиочастоты обошлись «Билайну» в 700 сомов. В рамках расследования уголовного дела, связанного с незаконным переоформлением радиочастот, задержаны 5 человек, среди которых экс-директор Госагентства связи Наталья Черногубова, двое сотрудников ГКНБ и представитель компании «Ала ТВ».
27 мая глава кабмина Мухаммедкалый Абылгазиев взял отпуск в связи с упоминанием его имени в деле о незаконном переоформлении радиочастот. «Правоохранительные органы должны обеспечить проведение объективного и всестороннего расследования, и виновные должны понести ответственность. Но во избежание обвинений в оказании какого-либо давления на ход следствия, а также в целях беспристрастного его проведения считаю необходимым взять краткосрочный трудовой отпуск», — сказал он. На какой именно срок он взял отпуск, неизвестно.
Беседовала Каныкей МАНАСОВА