Сегодня, 29 мая, директор Ассоциации операторов связи Айбек Куренкеев прокомментировал появившуюся в ряде СМИ информацию, касающуюся продажи частот компании "Ала-ТВ" одному из сотовых операторов связи.
- Айбек, вы, как директор Ассоциации операторов связи, хорошо разбираетесь в вопросах лицензирования и регламентов работы операторов по радиочастотам на рынке. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с незаконным отчуждением лицензии на частоты "Ала-ТВ" и последующим задержанием руководителей Государственного агентства связи.
- Во-первых, нужно обязательно отметить, что на текущий момент данное дело находится на этапе досудебного расследования и до вынесения какого-либо решения уполномоченного органа говорить о незаконности проведенной сделки, и тем более давать оценку действиям сторон, считаю совершенно некорректным. К сожалению, у нас очень часто еще до решения суда выносят общественные обвинения и навешивают ярлыки, совершенно забывая о действующей в законодательстве презумпции невиновности.
Во-вторых, на наш взгляд, ситуация пока не очень понятна, так как нет более точных комментариев со стороны следствия, какие же нарушения действительно выявлены и имели место по фактам дела.
Если же рассматривать принципиальную возможность проведения такого рода сделок по отчуждению и переоформлению лицензий на радиочастоты, то на простой вопрос любого вашего читателя: "Такие действия законны?" – могу однозначно ответить: да, совершенно законны.
В рамках действующего законодательства предусмотрена такая возможность в Положении о лицензировании деятельности по использование радиочастотного спектра (постановление правительства КР № 754): "Отчуждение лицензии на использование радиочастотного спектра производится в случаях продажи активов оператора связи, связанных с использованием радиочастотного спектра, наличия судебного акта, вступившего в законную силу. Документы по отчуждению лицензии прилагаются к заявлению о переоформлении".
Таким образом, сделка по приобретению и отчуждению лицензии вместе с активом в случае соблюдения всех процедур по ее проведению и оформлению полностью соответствует текущему законодательству.
Поэтому нужно разбираться по фактам, что же было нарушено...
- А что насчет переоформления для этих частот используемой технологии с телевидения на сотовую передачу данных LTE/4G? Много обсуждений о том, что такое переоформление не должно было проводиться со стороны ГАС, и в результате нанесен ущерб государству.
- В Кыргызстане действует принцип технологической нейтральности частотного ресурса, который закреплен в действующем законодательстве. То есть нет законодательных ограничений на возможность использования оператором той или иной технологии на имеющемся у него радиочастотном ресурсе.
Оператору для использования другой технологии нужно обратиться к регулятору, Государственному агентству связи КР при ГКИТС, с соответствующим заявлением, пройти необходимые процедуры проверок и получить соответствующее разрешение. При этом дополнительной оплаты за изменение используемой технологии законодательством не предусмотрено. В данном случае цель государства и регулятора - стимулировать таким образом операторов на внедрение новых технологий и инвестиции в новое оборудование, на более эффективное использование радиочастотного ресурса. Ведь операторы связи каждый квартал платят существенные платежи за использование частотного ресурса, чем больше работает базовых станций, чем больше емкость сети – тем больше платежей получает государство в виде соответствующих налогов. И для крупных сотовых операторов данные платежи измеряются десятками и сотнями миллионов сомов.
Поэтому тут обязательно нужно оценивать ситуацию с правовой точки зрения. А рассуждать об ущербе с точки зрения, сколько бы могло заработать государство, если бы забрало эти частоты и продало их на аукционе, не совсем верно.
Ведь для того чтобы забрать частоты или, например, не продлить лицензию, тоже должны вовремя выполняться соответствующие, предусмотренные законом, процедуры. Но таких процедур по отношению к компании "Ала-ТВ", насколько мне известно, не проводилось. Так что пока все трактовки по ущербу и оценке имеют сослагательное наклонение "если бы государство могло продать эти частоты через аукцион…"
- А что, радиочастотный ресурс действительно такой дорогой? В выступлениях депутатов озвучивались суммы в 5 млрд, 10-30 млрд сомов и даже 900 млн долларов...
- Честно говоря, мне непонятно, откуда взяты такие оценки по стоимости данного ресурса. Если бы имеющийся у "Ала-ТВ" радиочастотный ресурс 100 Мгц в диапазоне 2300-2400 МГц для LTE TDD был выставлен государством на аукцион, то стартовая цена этого ресурса составила бы 31 040 000 сомов. Это очень легко проверить любому специалисту, так как есть соответствующая методика расчета стартовой цены, утвержденная постановлением правительства Кыргызской Республики от 17.11.2017 г. №754.
Озвучиваемые оценки в миллиарды сомов, которые могло бы получить государство в виде платежей от продажи частот, не имеют под собой никакого разумного основания.
И нас, я имею в виду Ассоциацию операторов связи, выражающую консолидированное мнение всех операторов связи, очень беспокоит складывающаяся ситуация по формированию завышенных и совершенно не имеющих под собой оснований оценок по возможной стоимости радиочастотного ресурса на рынке. Сейчас мы со стороны АОС проводим соответствующие обсуждения с ГКИТС по этому вопросу, а также планируем обращаться в Министерство экономики по этому вопросу.
Радиочастоты действительно являются ограниченным и очень нужным для операторов связи ресурсом. Без них просто невозможно построить сеть. Поэтому они ценные. Однако при этом нужно учитывать, что радиочастотный ресурс нельзя сравнивать, например, с золотом или нефтью или, например, другими лицензиями на недропользование. Частоты нельзя продать за экспорт как отдельный продукт. Чтобы частоты начали приносить деньги, оператор должен вложить инвестиции, построить сеть и потом получить деньги с абонентов.
То есть оператор может заплатить за получение и использование частот только из тех денег, которые заплатят ему абоненты. И стоимость одних и тех же частот на разных рынках совершенно разная, так как зависит от того, сколько населения живет в стране и может ли потенциально оплачивать за связь, какова платежеспособность у населения и какая средняя доходность у операторов с одного абонента.
Для понимания приведу пример. В прошлом году суммарный доход всех операторов связи КР, включая сотовых операторов, фиксированных операторов и интернет-провайдеров, составил 22,3 млрд. Это весь доход, который получают операторы. Потом из этих денег нужно заплатить за интернет-трафик, заработную плату, арендную плату, за использование радиочастотного ресурса, за оборудование расширение сети, налоги и так далее, и так далее.
А теперь давайте себе представим, что завтра государство говорит операторам: пожалуйста, заплатите мне в бюджет за продление и получение частотных лицензий еще 10-30 млрд сомов за ограниченный ценный государственный ресурс. Эти деньги в таком объеме не предусмотрены текущими бюджетами операторов и не могут взяться из ниоткуда. И так как они сравнимы с суммами всех доходов всех операторов за год, то получить такие деньги можно только за счет увеличения в несколько раз тарифов для абонентов. То есть за получение дополнительных денег в бюджет за частоты будут платить своеобразный налог на частоты абоненты всей страны. И суммы, которые называются, совершенно несоизмеримы с реальной оценкой справедливой стоимости платежей за радиочастотный ресурс на рынке, который позволил бы операторам дальше развивать свои сети и предоставлять доступный Интернет по доступным ценам жителям страны.
Поэтому со стороны АОС мы призываем уполномоченные государственные органы подойти адекватно к вопросу по оценке по стоимости радиочастот, процедурам продления лицензий и их технологической нейтральности и принимать решения только на основе глубокого экономического и технического анализа.
Потому что такие решения будут влиять не только на инвестиционную привлекательность страны, развитие телекома и реализацию цифровизации. Но это будет касаться каждого жителя страны, который является абонентом того или другого оператора, будет влиять на стоимость и доступность связи для населения Кыргызстана.