Исполняющий обязанности Президента Кыргызской Республики Талант Мамытов подписал Указ «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики».
Так, согласно Указу, в целях активизации внедрения Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» для применения инновационных подходов к учету, прослеживаемости товаров и услуг, оптимизации государственного управления, упрощению процедур получения государственных услуг для граждан и предпринимателей Кыргызской Республики, а также отмечая приоритетность внедрения электронного управления в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, постановляется:
— до 1 мая 2021 года разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Цифрового кодекса Кыргызской Республики в качестве единого документа, который объединит регулирование цифровой экономики, с учетом инвентаризации нормативных правовых актов в сфере цифровизации на предмет внутренних противоречий, коллизий и пробелов, а также лучших мировых практик;
— до 1 марта 2021 года внести изменения в стандарты и административные регламенты государственных и муниципальных услуг с учетом их перевода в электронный формат, полного реинжиниринга административных процедур их оказания посредством Государственного портала электронных услуг и цифрового взаимодействия государственных (муниципальных) органов через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»;
— до 1 марта 2021 года разработать и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики изменения в законодательство о государственных и муниципальных услугах, которые закладывают новую философию взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды на следующих принципах:
приоритетность оказания государственных/муниципальных услуг в электронном формате;
приоритет цифровых записей в информационных системах над бумажными документами;
машиночитаемость сведений, необходимых для предоставления государственных/муниципальных услуг;
исключительно электронное взаимодействие государственных/муниципальных органов при предоставлении услуг;
безвозмездное представление и получение сведений, необходимых для предоставления государственных/муниципальных услуг в рамках информационного взаимодействия между государственными (муниципальными) органами посредством системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»;
отказ от получения государственных услуг с посещением государственных (муниципальных) органов и переход к их предоставлению через центры обслуживания населения и в электронном формате;
предоставление заявителю двух и более государственных и/или муниципальных услуг посредством использования одной сводной формы запроса о предоставлении услуг;
переход к разработке приоритетных услуг, привязанных к жизненной ситуации, с учетом единых требований;
экстерриториальность — возможность получения государственных и муниципальных услуг, в том числе результата их предоставления, независимо от места жительства/места пребывания физических лиц или местонахождения/места регистрации юридического лица;
проактивность — создание правовых условий, позволяющих начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя;
— до 1 января 2021 года определить уполномоченный орган по контролю за единообразным соблюдением инструкции по разработке стандартов государственных услуг со стороны министерств и ведомств;
— до 1 марта 2021 года принять меры по исключению процедур по истребованию и выдаче справок, документов;
— до 1 января 2021 года законодательно закрепить единое управление государственными предприятиями в сфере цифровизации при уполномоченном государственном органе в сфере электронного управления с учетом создания конкурентоспособной оплаты труда работников таких предприятий в соотношении с частным сектором;
— в срок до 1 февраля 2021 года рассмотреть возможность повышения оплаты труда специалистов государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся вопросами цифровой трансформации, внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное/муниципальное управление;
— с 1 июня 2021 года обеспечить возможность получения гражданами государственных услуг, сервисов и взаимодействия с уполномоченными государственными органами, банками, финансово-кредитными учреждениями, организациями частного сектора, в том числе с использованием биометрических данных при их идентификации, с сохранением существующих форм идентификации сведений об участниках информационного взаимодействия, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
— с 1 июня 2021 года обеспечить полноценный запуск автоматизированной системы пунктов пропуска физических лиц через государственную границу Кыргызской Республики;
— к 1 января 2021 года обеспечить запуск системы контроля импорта государств-членов Евразийского экономического союза через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» с учетом интеграции с системой весогабаритного контроля и возможностью ее дальнейшего масштабирования в рамках осуществления прослеживаемости товаров, работ и услуг;
— исключить истребование у физических и юридических лиц справок и документов, находящихся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, а также их подведомственных организаций, которые возможно получить через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»;
— с 1 января 2021 года обеспечить передачу информации по системе межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» между государственными органами, органами местного самоуправления и их подведомственными организациями на безвозмездной основе, включая информацию по государственным и муниципальным услугам;
— с 1 января 2021 года начать внедрение системы электронного документооборота и осуществлять документооборот в электронном формате в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приняв необходимые меры по исключению бумажного документооборота до 31 декабря 2021 года;
— обеспечить организацию предоставления в центрах обслуживания населения государственных и муниципальных услуг на следующих принципах:
информирование и консультирование заявителей;
заполнение запросов о предоставлении услуг, прием документов, необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг;
выдача результатов предоставления государственных или муниципальных услуг, в том числе документов на бумажных носителях или иных материальных объектов, закрепив в установленном порядке осуществление указанных действий самими работниками центров обслуживания населения без привлечения государственных и муниципальных служащих, органов/организаций, предоставляющих такие услуги, установив нормативы оказания таких услуг, требования к их качеству, функции центров обслуживания населения;
— к 1 июня 2021 года сформировать программу подготовки и повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих по цифровым навыкам и кибербезопасности, оказания услуг в условиях цифровой экономики;
— разработать и с 1 сентября 2021 года внедрить инновационные образовательные программы для школьного предмета «Информатика» и высшего профессионального образования по всем IT-направлениям (включая программирование, системное администрирование, кибербезопасность и др.) в экспериментальном режиме — без привязки к существующим стандартам образовательных программ;
— совместно с Национальным банком Кыргызской Республики рассмотреть возможность исключения с 1 мая 2021 года истребования коммерческими финансово-кредитными организациями справок и документов от граждан и получения всех сведений о гражданах путем организации работы между государственными органами и коммерческими финансово-кредитными организациями по беспрепятственному взаимообмену информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук».