Депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в составе Нурбаева А., Примова У., Акаева Ж., Бекешева Д., Исакова М. инициирован законопроект о внесении изменений и дополнений в земельное законодательство Кыргызской Республики, направленный на устранение действующих правовых барьеров препятствующих развитию инфраструктуры телекоммуникаций. В частности вносятся изменения и дополнения в Земельный кодекс КР, Водный кодекс КР, Лесной кодекс КР, Закон КР «О пастбищах», Закон КР «О переводе (трансформации) земельных участков», Закон КР «Об особо охраняемых природных территориях», Закон КР «Об электрической и почтовой связи». 27 февраля 2018 года законопроект прошел слушание в профильном комитете Жогорку Кенеша (докладчик – Ж.К. Акаев), на котором концепция законопроекта была одобрена.
Справка
На сегодняшний день в сфере информатизации и в отрасли электросвязи среди прочих проблем значится неравномерное развитие телекоммуникационной инфраструктуры регионов республики, что напрямую отражается на слабом проникновении интернета и информационном неравенстве регионов. Барьерами на пути развития инфраструктуры телекоммуникации, делающими невозможным реализацию социальных значимых задач, стоящих перед отраслью связи по обеспечению населения регионов республики связью, являются нормы и положения запретительного и ограничивающего характера, установленные в законодательстве Кыргызской Республики.
Между тем, покрытие сетями связи населенных пунктов для оператора электросвязи является обязательным условием лицензионного требования, установленного на законодательном уровне и риски возможного неисполнения и невыполнение которого, имеют под собой реальные основания из-за существующих в действующем законодательстве барьеров, связанных с недопустимостью использования земельных участков по нецелевому назначению, без перевода (трансформации) из одной категорию в другую или из одного вида угодий в другой, использования пастбищных земель только в целях выпаса скота, запретом передачи пастбищ в аренду, использования земли особо охраняемых природных территорий для любой иной деятельности, кроме определенных законодательством об особо охраняемых природных территориях.
При таких законодательных ограничениях и запрещениях, операторы электросвязи в настоящее время поставлены фактически в безвыходное положение, при котором они заведомо не способны соблюсти лицензионное требование по обеспечению связью территорию республики. Поскольку, определенная или рассматриваемая в перспективе для обеспечения и покрытия связью территория (зона, местность) может попасть или уже подпадает в границы категории земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемой природной территории, лесного фонда, водного фонда, запаса, государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых. В этой связи влияние неизбежного географического фактора бесспорно и очевидно.